Главная
Монотипия
Художники
Галерея
Наши друзья
Новости
VII Международный Фестиваль Монотипии 2012
VI международный фестиваль монотипии 2011
IN ENGLISH
Фестиваль Монотипии 2010
Фестиваль Монотипии 2009
Контакты
Карта сайта
VIII Международный фестиваль монотипии «Смотреть и Видеть» 2019
 



Полнолуние
"Полнолуние"



«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Ж.-Б.С.Шарден

Уильям Блейк

Уильям Блейк
«Тот, кто никогда в своих мыслях не возносится в небесную высь, не может считаться художником» - написал некогда Уильям Блейк. Поэт, философ, Художник (в истинном смысле этого слова) творчеством пытавшийся достичь и постичь край недосягаемых облаков.
 
Проживший долгую, - семьдесят лет, - жизнь, но славу сникавший посмертно, Блейк обращает внимание на свою персону и по сей день. Спустя почти 200 лет, со времени своего ухода. Соприкосновение с творчеством Блейка подобно соприкосновению с выточенным природой камнем – на него необходимо смотреть с разных точек зрения, поскольку каждая грань представляется при изучении такового еще прекраснее и значительнее предыдущей.
 
Мистицизм, возведенный в принцип… Тот, кто знаком с миром искусства девятнадцатого века, обратит внимание на схожесть судеб двух величайших мистиков разных континентов: Уильяма Блейка и Эдгара По. Творческий путь американца был столь же тернистым…

Наше сознание часто присваивает новаторам тот или иной образ, наиболее точно отражающий их суть. В случае с Блейком, возможно, таковым будет являться «Великий архитектор». «Великий Архитектор» (The Ancient of Days) – образ, наиболее полно отражающий сущность Уильяма Блейка – Художника. Образ творца, свобода которого скована лишь диском солнца…


Краткая биография Уильяма Блейка

28 ноября 1757 года в семье лондонского торговца на свет появился мальчик – Уильям, второй ребенок в многодетной чете. Дети в семье Блейков воспитывались в духе свободомыслия. Уильям не был отдан в школу. Его «учителями» стали Сведенборг, Мильтон и Шекспир. Отсутствие рамок в образовании послужило хорошим подспорьем в формировании того мировоззрения, что стало впоследствии известным миру как «мировоззрение Блейка».
 
С детства Уильяму привилась любовь к творчеству эпохи Возрождения, которую он пронес через всю свою жизнь. Уильям несколько лет обучался в школе рисования. А после – был принят на работу в качестве подмастерья в граверную (1772). К двадцати одному году он стал профессиональным гравером, отдав обучению семь лет. В этот период у Блейка возникает живой интерес к поэзии. Позднее перед Уильямом открылись двери Королевской Академии искусств (1778).

В 1782 году Блейк женится на Кэтрин Бушер, девушке, не принадлежащей знатной фамилии. В браке они проживут до смерти Уильяма. 1783 год ознаменовался появлением первого сборника стихов Уильяма Блейка, над которым, по собственному, признанию он работал восемь лет. Восемь лет – путь от юности к зрелости. Стихотворения созданные Блейком охватили возрастной диапазон от двенадцати до двадцати лет. «Поэтические наброски», - именно так была названа его первая книга, - были изданы благодаря поддержке со стороны друзей Блейка. Этой книге было суждено стать первой ласточкой такого культурного явления, как романтизм. Следующая книга – сборник «Остров на Луне», увидит свет лишь спустя шесть лет.

В 1784 году Уильям Блейк открывает собственную граверную. В ту пору своей жизни, он обнаруживает для себя технологию «иллюминированной», «декоративной» печати – новый для того времени способ гравировки. Впоследствии, он будет оформлять свои стихи рисунками, выполненными именно в данной технике.

В 1789 Блейк завершает работу над циклом стихотворений «Песни Невинности», в котором отразилось тяготение к божественной теме. Годом позже из под его пера появляется книга «Бракосочетание Неба и Ада». А в 1793 в свет выходят сразу пять книг Блейка: «Видения дщерей Альбиона», «Америка», «Европа», «Врата Рая» и «Книга Уризена». Несколько позже появляются «Песни опыта». Этот творческий период Уильяма Блейка часто называют «бунтарским». Пройдя его, он уже не отступится от религиозной догматики и верований в Бога. Споры с всевышним останутся только на страницах его ранних произведений.
 
К концу XVIII века стиль Блейка окончательно формируется, становится узнаваемым. Его произведения, однако, так и не находят признания у современников. Традиционным образованием Блейку не были навязаны устоявшиеся каноны и формы в искусстве, возможно, именно в этом следует искать истоки его творческой свободы. Игнорированием сложившихся устоев, использованием в произведениях подходов, идущих вразрез со сложившейся традицией, обусловилось неприятие Блейка современниками.
 
Про себя он частенько поговаривал: «Я более известен своими произведениями на Небесах, чем на земле». Несмотря на это обстоятельство Уильям Блейк не поддался искушению бросить писать. Он по-прежнему следовал своей тропой в искусстве. Моцарт завещал: «Музыка даже в самых ужасных драматических положениях должна оставаться музыкой»…Блейк ни разу не отступил от этой заповеди Художника в своем, пусть не столь близком к музыке, творчестве.

С 1804 года Блейк работает над гравированием своих поэм. Отныне он занимается иллюстрированием всех своих произведений. В 1822 году Блейк создает цикл акварельных работ, иллюстрирующих поэму «Потерянный рай» Джона Мильтона. Великолепие проделанной им работы будет оценено лишь спустя года. Позже он берется за иллюстрирование «Божественной комедии» Данте. Эта работа станет последней для Блейка. Ему не будет суждено завершить ее. Однако дошедшие до потомков изображения поражают совершенностью техники и чистотой мысли. Многие называют их пиком творчества Блейка.

Земной путь Уильяма Блейка завершился в 1827 году. Его похоронили, как некогда Моцарта: в общей, бедняцкой могиле. И место его захоронения велением времени затерялось навсегда. О творчестве Блейка будет много споров, про его произведения будут говорить, что они навеяны дьяволом, многие из них послужат кормом почти всеядному огню… Но, тем не менее, имя Блейка обретет бессмертие августовским днем 1827 года. Наследие Уильяма Блейка, с течением времени, заново откроют прерафаэлиты. И оно, сочетающее в себе безудержный полет творческой фантазии, новаторские задумки, тонкий символизм, реминисценции на великих классиков, окажет влияние на искусство ХIX-ХХ вв.

Творчество Блейка, ратовавшего за поэзию в жизни, вдохновило не одно поколение мира искусства. Источником вдохновения оно остается и в наше, далекое от романтизма, время. В апреле 2010 года пройдет фестиваль петербуржского «Общества любителей монотипии», посвященный Уильяму Блейку.
 
Николай Кузнецов