Наше искусство переживает сегодня удивительный этап – этап возрождения монотипии.
Это глубоко закономерно, так как в самой технике монотипии всегда дремали нераскрытые
и неосвоенные ресурсы. Судьба распорядилась так, что силами группы энтузиастов
этот необыкновенный вид искусства переживает сегодня настоящий ренессанс.
Многоцветье этой области творчества, тематическая палитра и яркость творческих
личностей художников-монотипистов не могут не поражать. Фестивали монотипии, которые
стали сегодня доброй традицией, объединяют художников разных направлений и стилей,
создают уникальную креативную площадку для общения художников разного возраста.
Монотипия - всегда загадка и тайна. Этот вид искусства теснейшим образом связан
с личным миром человека. Ведь многие другие виды искусства бросили якорь в официальной
жизни. Например, гравюра на стали быстро была освоена официальным искусством -
банкнотной графикой, а ксилография получила выход в книжно-журнальную и газетную
иллюстрацию. А монотипия сомкнулась со сферой Личного. Причем настолько тесно,
что современная монотипия буквально балансирует на грани Индивидуально-личностного
и Вечного. В таинственных пятнах, их причудливой игре и взаимоналожении мы порой
усматриваем игру случая и повороты судьбы...
В эпоху, когда искусство доказало свою способность тиражироваться и одно произведение
может разлетаться по свету в миллионах копий, уникальность и неповторимость монотипического
отпечатка стала символом элитарной единичности. И хотя авторы нередко возвращались
к любимой теме и создавали повторения одного и того же сюжета, приближаясь немного
к идее тиражности, в каждом листе словно светилась таинственным светом неповторимость
именно данного сочетания цветов и оттенков, штрихов и пятен...
При рассмотрении монотипий порой возникает ощущение, что по листу "погуляло"
солнце. Но не только в смысле отблесков лучей, а и в смысле какой-то таинственной
и пока недоступной нашему пониманию работы над изображением… Словно то самое Солнце,
которое когда-то зашло в гости к Маяковскому, взяло и “поработало” с оттиском
краски, добавив изображению поистине планетарное измерение.
Не может не поражать круг тем и мотивов работ монотипистов. Здесь и мифология
во всех ее многосторонних и многозначных проявлениях, и все жанры традиционного
искусства – пейзажи, натюрморты и портреты, и мир сказки, для которого монотипия
словно специально создана. Волшебные пятна краски то воссоздают бескрайнее космическое
пространство, то напоминают нам о безбрежных океанах.
Среди современных художников-монотипистов немало настоящих талантов. Поклонникам
этого вида искусства (а их становится все больше) хорошо знакомы имена Марины
Бусаревой, Елены Щелчковой, Валерия Сырова, Марины Красильниковой, Валерия Бабанова
и многих других одаренных художников.
Художники-монотиписты и исследователи этого вида искусства очень многим обязаны
Арине Юрьевне Даур, выдающемуся петербургскому художнику-иллюстратору, талантливейшему
популяризатору искусства. Именно ее инициатива легла в основу современных фестивалей
монотипии. Эти фестивали стали поистине многогранными событиями в культурной жизни
города – их неотъемлемыми компонентами стали мастер-классы, выставки, научные
конференции и бесценное общение художников-монотипистов друг с другом (что едва
ли не является самым главным).
Фестивали монотипии, проведение которых стало традицией, не только дают широкую
панораму современного состояния этого вида искусства, но и прокладывают мост
между прошлым и будущим. И из далекого прошлого на нас взыскующе смотрят умные
глаза Уильяма Блейка (1757 - 1827). Ему, наверное, было труднее всех из армии
монотипистов, ибо он был первопроходцем в этой области. Мир Блейка - глубоко
религиозного художника, который стремился отразить в своих работах вечные ценности,
очень близок современному человеку. Поэтому на Фестивале-2010 будет отдана дань
наследию знаменитого английского монотиписта, проанализированы закономерности
его творчества и его уникальный стиль.
Еще одна “культурная ось” – это мост между Востоком и Западом. Когда-то великий
монотипист Пьер Боннар взял на вооружение композиционный и цветовой арсенал японской
гравюры на дереве. Многие приемы - как композиционные, так и цветовые - проникли
и в искусство монотипии, и сегодня они уже широко узнаваемы в работах многих современных
художников.
Однако не забудем, что П.Боннар был элитарным художником, мастерская которого
была настоящим храмом эстампа. Однако среди его современников мы находим Мориса
Прендергаста - бедного американского рисовальщика, у которого не было даже своей
мастерской. Пользуясь беднейшими техническими средствами, Прендергаст стал осваивать
искусство монотипии и за короткий срок стал лидером в этой области, по крайней
мере, у себя на родине в США. Всем своим творчеством М.Прендергаст доказал, что
монотипия способна возвысить художника до необыкновенных высот.
К счастью, в нашей культуре есть совершенно неподражаемые художники, которых
хочется открывать и открывать заново, даже если о них уже немало написано. Предыдущие
фестивали монотипии отдали дань уникальной художнице Елизавете Сергеевне Кругликовой
(1865 - 1941). Освоение ее неповторимого стиля, исследование ее биографии и творчества
продолжается. Впереди публикация новых материалов о произведениях Е.Кругликовой.
Поклонники ее яркого таланта с нетерпением ждут, что пока что неизвестные произведения
художницы, выполненные в технике монотипии, будут введены в культурный обиход.
Сегодня принято говорить об инновациях, причем как в науке, так и в искусстве.
Монотипия пока что не проанализирована как инновационная техника. Предстоит дать
углубленные ответы на вопросы, что дали уникальные единичные оттиски мировому
искусству, как изменился взгляд художника на проблему единичного и тиражируемого
благодаря творчеству монотипистов. Это далеко не простые вопросы и то, что в дни
фестиваля перед зрителем развернутся прекрасные выставки, не может не стать залогом
того, что роли монотипии в мировой культуре будет дана должная и, главное, глубокая
оценка.
Хочется пожелать всем опытным монотипистам дальнейших творческих успехов. А начинающим
художникам мы пожелаем ежедневно и ежечасно постигать тайны монотипии, которая
таит в себе еще столько неразгаданного и непознанного.
Андрей Дьяченко, член Международной ассоциации искусствоведов (МАИС).
|