Главная
Монотипия
Художники
Галерея
Наши друзья
Новости
VII Международный Фестиваль Монотипии 2012
VI международный фестиваль монотипии 2011
IN ENGLISH
Фестиваль Монотипии 2010
Фестиваль Монотипии 2009
Контакты
Карта сайта
VIII Международный фестиваль монотипии «Смотреть и Видеть» 2019
 



(Без названия)
"(Без названия)"



«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Ж.-Б.С.Шарден

Приглашение к приросту "бытия"

В чем тайна монотипии?
Почему в момент восприятия работы, зритель ощущает творческую энергию автора и, как-бы "втягивается" внутрь, разделяя с художником выплеск вдохновения? В философском труде "Истина и метод" Гадамер замыкает смысловую триаду "знак - изображение - символ" в треугольник. Делая изображение вершиной этого треугольника. Изображение подобно знаку "указывает" на бытие, подобно символу, "замещает" реальность. Но, представляя что-то, изображение делает это через самое себя, через увеличение значения показываемого, через увеличение его бытия. Гадамер определяет искусство как "прирост бытия".
"Именно в изображении представленное возвращается к самому себе.
Оно познает прирост бытия, присутствуя в самом изображении в виде первообраза - онтологически."

Художники чувствуют это интуитивно. Проводя мастер-класс на IV Фестивале Монотипии 2009, Лидия Цибизова сравнила свои руки, разглаживающие лист бумаги в процессе создания монотипии, с руками акушерки. Отталкиваясь от точки рождения - сотворения процесс прироста бытия происходит в момент зрительского восприятия.

"Какой сегодня День Творенья?
Ты снова отделяешь Цвет от Тьмы.
Нет времени для живописцев -
Они навечно погружены
В дни Шестиднева. Чтоб из-ображать
Наш мир обычный преосуществлять
По собственным законам первозданным.
Переступая раму как порог. Иду гулять в твой мир
Такой цветной
Такой зовуще-странный."

Мой диалог с художником подчеркивает первозданную силу изображения так остро осмысленную Гадамером. Монотипия как техника придает изображению многозначность прочтению образа благодаря не полной проявленности знака в изображении. Зритель вовлекается в игру "достраивания" образа.

"Что в черно-белых прихотях твоих Вода?
Прогулки по несбывшимся садам?
Химеры снов?
Гадаю я напрасно - "Suum cuique"*... Это и прекрасно."

Монотипия приглашает к творчеству. Вглядываясь в лицо "новорожденного" мира, зритель, исходя из собственного опыта восприятия, "узнает" изображение.

"Миры, которых нет
В которых без конца
Я вижу только след
Фигуру без лица.
Лишь призраки дубрав,
Лишь запахи садов...
Искусство и игра!
Миры из чьих-то снов."

В чем тайна привлекательности монотипии? Может быть в вовлеченности не только художника, но и зрителя в выплеск вдохновения, дающий "прирост бытия".

* "Suum cuique" - (лат. "каждому свое")

Антонина Бикарюк