|
Приглашение к приросту "бытия" |
|
В чем тайна монотипии?
Почему в момент восприятия работы, зритель ощущает творческую энергию автора
и, как-бы "втягивается" внутрь, разделяя с художником выплеск вдохновения? В философском
труде "Истина и метод" Гадамер замыкает смысловую триаду "знак - изображение -
символ" в треугольник. Делая изображение вершиной этого треугольника. Изображение
подобно знаку "указывает" на бытие, подобно символу, "замещает" реальность. Но,
представляя что-то, изображение делает это через самое себя, через увеличение
значения показываемого, через увеличение его бытия. Гадамер определяет искусство
как "прирост бытия".
"Именно в изображении представленное возвращается к самому себе.
Оно познает прирост бытия, присутствуя в самом изображении в виде первообраза
- онтологически."
Художники чувствуют это интуитивно. Проводя мастер-класс на IV Фестивале Монотипии
2009, Лидия Цибизова сравнила свои руки, разглаживающие лист бумаги в процессе
создания монотипии, с руками акушерки. Отталкиваясь от точки рождения - сотворения
процесс прироста бытия происходит в момент зрительского восприятия.
"Какой сегодня День Творенья?
Ты снова отделяешь Цвет от Тьмы.
Нет времени для живописцев -
Они навечно погружены
В дни Шестиднева. Чтоб из-ображать
Наш мир обычный преосуществлять
По собственным законам первозданным.
Переступая раму как порог. Иду гулять в твой мир
Такой цветной
Такой зовуще-странный."
Мой диалог с художником подчеркивает первозданную силу изображения так остро
осмысленную Гадамером. Монотипия как техника придает изображению многозначность
прочтению образа благодаря не полной проявленности знака в изображении. Зритель
вовлекается в игру "достраивания" образа.
"Что в черно-белых прихотях твоих Вода?
Прогулки по несбывшимся садам?
Химеры снов?
Гадаю я напрасно - "Suum cuique"*... Это и прекрасно."
Монотипия приглашает к творчеству. Вглядываясь в лицо "новорожденного" мира,
зритель, исходя из собственного опыта восприятия, "узнает" изображение.
"Миры, которых нет
В которых без конца
Я вижу только след
Фигуру без лица.
Лишь призраки дубрав,
Лишь запахи садов...
Искусство и игра!
Миры из чьих-то снов."
В чем тайна привлекательности монотипии? Может быть в вовлеченности не только
художника, но и зрителя в выплеск вдохновения, дающий "прирост бытия".
* "Suum cuique" - (лат. "каждому свое")
Антонина Бикарюк |
|
|