Главная
Монотипия
Художники
Галерея
Наши друзья
Новости
VII Международный Фестиваль Монотипии 2012
VI международный фестиваль монотипии 2011
IN ENGLISH
Фестиваль Монотипии 2010
Фестиваль Монотипии 2009
Контакты
Карта сайта
VIII Международный фестиваль монотипии «Смотреть и Видеть» 2019
 



Из серии "Лес" - "Холодные сумерки", 40Х50, 2010 г.
"Из серии "Лес" - "Холодные сумерки", 40Х50, 2010 г."



«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Ж.-Б.С.Шарден

Монотипия

Монотипией занимаюсь много лет и интерес к этой технике только растет. По образованию я художник декоративно-прикладного искусства, а точнее керамист. Люблю иметь дело с пластическим объемом и работать над оттачиванием формы. Глина и фарфор мой любимый материал, неисчерпаемых возможностей творческого осмысления объема. Еще одна страсть – это живопись, где композиция на плоскости является исследованием пространства. Это длительная работа с натуры. Особый интерес для меня представляет техника старых мастеров. Она требует долгого собирания энергии в одну работу, осмысления и продуманности каждого шага. А что же такое – монотипия? Монотипия: моно – один, типус – отпечаток (греч.)

Эта графическая техника максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное мышление. Вот уже много лет меня не перестает удивлять и восхищать работа над художественным образом, где главным инструментом является зрение. С рождения дано нам великое, неоценимое счастье – зрение. Через него мы получаем моментальную и глубинную информацию. Визуальная память огромна, а фантазия, зрение и генетическая память дают художнику возможность смоделировать новый условный мир. В детстве, когда фантазия свободна и беспечна, когда есть время смотреть в небо, мы видим не только проплывающие облака, освещенные солнцем воздушные объемы, но находим там все образы, навеянные реальностью и сказками, которые являют собой еще почти неразрывное целое. Что за работу совершает зрение и сознание?

Давайте создадим ситуацию хаотически-живописного пятна намеренно. Возьмем небольшой лист бумаги, темную краску или тушь, тонкие и средние кисти, бумагу различной фактуры – гладкую, лощенную, пористую. Свободно нанесем краску на бумагу и, пока она не высохла, коснемся другим листом. Далее - варианты разные. Можно листы разнять резко, или плавно вращая. Результат получения зеркальной красочной пары будет различным. Открыв, вы обнаружите два неповторимых зеркальных живописно-графических пятна. Основа для полета воображения готова. Разнообразие тончайших тональных переходов в этих пятнах, удивительное сочетание различных фактур, дают возможность увидеть то, на что настроен в данный момент художник. Стоит лишь повернуть лист с красочным пятном в ту или иную сторону и явятся новые образы. В одном случае ориентиром может служить ощущение масштаба и возникнет пейзаж. Нарисуйте крохотную птичку рядом с пятном, и оно превратится в горный хребет или берег моря. Дайте намек на крохотное деревце, и ваши глаза прочтут миниатюрный пейзаж. Если вы увидели направленное движение в пятне, оно в состоянии превратить эту ассоциацию в танец, и тогда можно расшифровать намек на стиль, почувствовать характер, найти портреты друзей или увидеть мифологические персонажи. Монотипия – это импровизация внутреннего мира в заданной ситуации. А, как известно, импровизацию нельзя достать из пустоты. Чем богаче внутренний мир, тем интереснее импровизация. Мы полагаемся на свою интуицию. Интуэри по-латыни означает «смотри зорко». Есть тонкий момент в альянсе авторского вмешательства - не испортить стихию графического пятна. Безусловно, выручает умение рисовать. Техникой монотипии свободно владеют многие художники, правда, редко воспринимая ее серьезно, предпочитая волевые способы в изображении. Создание монотипии – это не замена исследовательского рисунка, где карандаш способен изображать, изучая предмет и пространство, рисуя с натуры. Это, скорее, тренировка глаза на способность мыслить визуальными образами и благодарность к неповторимой единственности случая.
 
Образно я вижу огромный хрустальный шар с тысячами тысяч плоских сияющих граней. Когда идет работа мысли, он начинает свое движение в разных направлениях с целью поиска той единственной грани, которая, встретившись с данным пятном, дает сияние лучика, озаряет наше сознание, и мы встречаемся. Дорогого стоят эти встречи. Как будто легкий намек дает подсказку сознанию. И воображение достает из памяти образы, примеривает или отвергает их. И вдруг, как точный укол шпагой, – оп! – попадание в цель. Возможность увидеть образ в хаосе красочного пятна и довести его до убедительной поэтической реальности является практически «волшебством». Простота и легкость получения красочного пятна сопряжена с очень непростой задачей композиционного завершения и здесь мне приходит на помощь школа живописи старых мастеров.
 
Окончив ЛВПХУ им. Мухиной, я занималась разлюбезной моему сердцу керамикой и никогда не забываемой живописью. Занятия монотипией были всегда тем, что англичане называют Take it easy («возьми легко»). Это напоминало мне графику японцев с их знаменитым стилем свободного запястья. Я стала ценить единственность касания кисти, понимая ценность мгновения. И вот наступил тот момент, когда я решилась выставить свои монотипии на суд зрителей. Этого бы не случилось, не наткнись я однажды на цитату Леонардо да Винчи: «Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти смехотворным, тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям. Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями, обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц, одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей форме…». Леонардо да Винчи «Суждения о науке и искусстве» - СПб, Азбука, 1998, с.58.

P.S. Коллекции моих монотипий многократно выставлялись на персональных выставках всегда вызывая живой интерес у публики. В 2002 году состоялась персональная выставка во Франции в Страсбурге в здании Совета Европы.

Хужожник Арина Даур
Санкт-Петербург, 2009 г.