Монотипией занимаюсь много лет и интерес к этой технике только растет. По образованию
я художник декоративно-прикладного искусства, а точнее керамист. Люблю иметь дело
с пластическим объемом и работать над оттачиванием формы. Глина и фарфор мой любимый
материал, неисчерпаемых возможностей творческого осмысления объема. Еще одна страсть
– это живопись, где композиция на плоскости является исследованием пространства.
Это длительная работа с натуры. Особый интерес для меня представляет техника старых
мастеров. Она требует долгого собирания энергии в одну работу, осмысления и продуманности
каждого шага. А что же такое – монотипия? Монотипия: моно – один, типус – отпечаток
(греч.)
Эта графическая техника максимально пробуждает фантазию и интуитивное образное
мышление. Вот уже много лет меня не перестает удивлять и восхищать работа над
художественным образом, где главным инструментом является зрение. С рождения дано
нам великое, неоценимое счастье – зрение. Через него мы получаем моментальную
и глубинную информацию. Визуальная память огромна, а фантазия, зрение и генетическая
память дают художнику возможность смоделировать новый условный мир. В детстве,
когда фантазия свободна и беспечна, когда есть время смотреть в небо, мы видим
не только проплывающие облака, освещенные солнцем воздушные объемы, но находим
там все образы, навеянные реальностью и сказками, которые являют собой еще почти
неразрывное целое. Что за работу совершает зрение и сознание?
Давайте создадим ситуацию хаотически-живописного пятна намеренно. Возьмем небольшой
лист бумаги, темную краску или тушь, тонкие и средние кисти, бумагу различной
фактуры – гладкую, лощенную, пористую. Свободно нанесем краску на бумагу и, пока
она не высохла, коснемся другим листом. Далее - варианты разные. Можно листы разнять
резко, или плавно вращая. Результат получения зеркальной красочной пары будет
различным. Открыв, вы обнаружите два неповторимых зеркальных живописно-графических
пятна. Основа для полета воображения готова. Разнообразие тончайших тональных
переходов в этих пятнах, удивительное сочетание различных фактур, дают возможность
увидеть то, на что настроен в данный момент художник. Стоит лишь повернуть лист
с красочным пятном в ту или иную сторону и явятся новые образы. В одном случае
ориентиром может служить ощущение масштаба и возникнет пейзаж. Нарисуйте крохотную
птичку рядом с пятном, и оно превратится в горный хребет или берег моря. Дайте
намек на крохотное деревце, и ваши глаза прочтут миниатюрный пейзаж. Если вы увидели
направленное движение в пятне, оно в состоянии превратить эту ассоциацию в танец,
и тогда можно расшифровать намек на стиль, почувствовать характер, найти портреты
друзей или увидеть мифологические персонажи. Монотипия – это импровизация внутреннего
мира в заданной ситуации. А, как известно, импровизацию нельзя достать из пустоты.
Чем богаче внутренний мир, тем интереснее импровизация. Мы полагаемся на свою
интуицию. Интуэри по-латыни означает «смотри зорко». Есть тонкий момент в альянсе
авторского вмешательства - не испортить стихию графического пятна. Безусловно,
выручает умение рисовать. Техникой монотипии свободно владеют многие художники,
правда, редко воспринимая ее серьезно, предпочитая волевые способы в изображении.
Создание монотипии – это не замена исследовательского рисунка, где карандаш способен
изображать, изучая предмет и пространство, рисуя с натуры. Это, скорее, тренировка
глаза на способность мыслить визуальными образами и благодарность к неповторимой
единственности случая.
Образно я вижу огромный хрустальный шар с тысячами тысяч плоских сияющих граней.
Когда идет работа мысли, он начинает свое движение в разных направлениях с целью
поиска той единственной грани, которая, встретившись с данным пятном, дает сияние
лучика, озаряет наше сознание, и мы встречаемся. Дорогого стоят эти встречи. Как
будто легкий намек дает подсказку сознанию. И воображение достает из памяти образы,
примеривает или отвергает их. И вдруг, как точный укол шпагой, – оп! – попадание
в цель. Возможность увидеть образ в хаосе красочного пятна и довести его до убедительной
поэтической реальности является практически «волшебством». Простота и легкость
получения красочного пятна сопряжена с очень непростой задачей композиционного
завершения и здесь мне приходит на помощь школа живописи старых мастеров.
Окончив ЛВПХУ им. Мухиной, я занималась разлюбезной моему сердцу керамикой и
никогда не забываемой живописью. Занятия монотипией были всегда тем, что англичане
называют Take it easy («возьми легко»). Это напоминало мне графику японцев с их
знаменитым стилем свободного запястья. Я стала ценить единственность касания кисти,
понимая ценность мгновения. И вот наступил тот момент, когда я решилась выставить
свои монотипии на суд зрителей. Этого бы не случилось, не наткнись я однажды на
цитату Леонардо да Винчи: «Я не премину поместить среди этих наставлений новоизобретенный
способ рассматривания; хоть он и может показаться ничтожным и почти смехотворным,
тем не менее, он весьма полезен, чтобы побудить ум к разнообразным изобретениям.
Это бывает, если рассматриваешь стены, запачканные разными пятнами, или камни
из разной смеси. Если тебе нужно изобрести какую-нибудь местность, ты сможешь
там увидеть подобие различных пейзажей, украшенных горами, реками, скалами, деревьями,
обширными равнинами, долинами и холмами самым различным образом; кроме того, ты
можешь там увидеть разные битвы, быстрые движения странных фигур, выражения лиц,
одежды и бесконечно много таких вещей, которые ты сможешь свести к цельной хорошей
форме…». Леонардо да Винчи «Суждения о науке и искусстве» - СПб, Азбука, 1998,
с.58.
P.S. Коллекции моих монотипий многократно выставлялись на персональных выставках
всегда вызывая живой интерес у публики. В 2002 году состоялась персональная выставка
во Франции в Страсбурге в здании Совета Европы.
Хужожник Арина Даур
Санкт-Петербург, 2009 г.
|